Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №15"
626156, Тюменская обл.,
г. Тобольск, ул. Пушкина, 22
8(3456)223924, 225248,224060
shkola15tobolsk@mail.ru
6+
Проект года
"Диалог культур"
Цели:
Образовательные

- познакомить обучающихся с историей, культурой и традициями русского и татарского народов;
Развивающие
- развивать у детей умение самостоятельно подбирать материал;
- умение вести поисковую работу по источникам к заданной теме.
Воспитательные
- прививать любовь и уважение к культуре, литературе, традициям и обычаям не только своего народа, но и других, живущих рядом;
- формировать чувство гордости национальной культурой;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Задачи:
1. Научить учащихся познавать новое из истории и современности страны.
2. Организовать исследовательскую работу учащихся.
3. Формировать умения:
- излагать грамотно свои мысли;
- прослеживать причинно-следственные связи;
- творчески подходить к выполнению задания;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке;
- развивать монологическую речь.


    В течение учебного года проводилась работа по этнокультурному направлению: классные часы, народные праздники, конкурсы. Проект «Венок дружбы – диалог культур» - это комплекс мероприятий, подводящих итог работы школы по этнокультурному воспитанию за учебный год. За месяц до итогового мероприятия проекта были даны задания исследовательского, творческого характера для каждой параллели классов.
Начальные классы изучали фольклор: пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки русского и татарского народа. Итоговым мероприятием стало проведения праздника «Деревенские посиделки», на котором ребята пели частушки, загадывали загадки, говорили пословицы и поговорки, рассказывали маленькие сказки. Особенно ярко прошел праздник во втором классе, где совместно с родителями был украшен кабинет в русском стиле, накрыт стол с русским самоваром и народными блюдами.
Обучающиеся 5 класса готовили материалы по народным праздникам. Они изучили историю праздников русского и татарского народов, подготовили рисунки, доклады. На итоговом классном часе «Народные праздники» они рассказали про татарские праздники - Сабантуй, Навруз, Маулид, про русские – Масленица, Крещение, Пасха. Выступала гостья - журналистка Умитбаева Р.Р., которая рассказала, как празднуются народные праздники в городе Тобольске, и показала видеосюжеты.
Обучающиеся 7 классов изучали народные игры. Они подготовили сборник игр народов Тюменской области, в которую вошли русские, татарские, башкирские игры. Итоговое мероприятие – спортивно-игровой час «Вспомним забытые народные игры». Ребята играли в игры «Горелки», «Ворота», «Кучтем – куч», «Юрта», отвечали на вопросы викторины по истории игр, самые активные получили сладкие призы.
Обучающиеся 8а и 8б классов работали в школьном музее, изучали жизнь и творчество героя Советского Союза, татарского поэта Мусы Джалиля. Литературная композиция, посвященная герою Советского Союза, татарскому поэту Мусе Джалилю «Жизнь моя песней звенела в народе…» была итоговым мероприятием, на котором ребята читали стихотворения и рассказывали о жизни поэта.
Девятиклассники изучали историю своего народа, своей семьи, составляли генеалогическое древо. На итоговом классном часе рассказывали об истории своей семьи, показывали фотографии, построенное генеалогическое древо.
Вкусные блюда русского и татарского народов приготовили совместно с родителями ученики 10 класса. На классном часе они познакомили с особенностями национальной кухни русского и татарского народов, делились рецептами мам, бабушек.
В фойе школы на втором этаже были представлены работы обучающихся: рисунки по произведениям писателя Я.К.Занкиева, вышивка «Русский орнамент», панно «Северный олень», нагрудное украшение татарских женщин 18-19 века, глиняные картины по народным мотивам.
После проведения классных часов, обучающиеся 1 – 10 классов прошли в актовый зал, где был подведен итог работы школы за учебный год. Администрация школы наградила лучших учеников, которые изучают татарский язык, активно участвуют в научно-исследовательской деятельности, а также творческие коллективы. Были награждены благодарственными письмами учителя и руководители творческих коллективов, которые показали хорошие результаты. Концертные номера были подарком всем ребятам и учителям.