Школьный музей реки Иртыш
В ноябре 2013 года будет открыт школьный музей реки Иртыш.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15», на базе которой будет реализована программа «Школьный музей реки Иртыш», с 2011 года работает по программе естественно-экологического направления. Введено профильное обучение по естественнонаучному направлению с углубленным изучением химии, биологии, физики, с ориентированием на инженерные и экологические специальности.
Обучающиеся занимаются учебной и исследовательской деятельностью в действующих лабораториях: химии и экологии, биологии и защиты растений, кабинете природоведения и охраны окружающей среды, учебно-опытном участке, что помогает им в выборе профессии.
С этой целью на базе школы создаётся центр естественно – экологического образования и воспитания. К началу 2013-2014 учебного года планируется открытие зимнего сада, экологического парка.
В этом году созданы отряд волонтёров — экологов и школьное лесничество «Зелёный патруль».
Обучающиеся представляют результаты своих исследований на научно-практических конференциях различного уровня и занимают призовые места.
С ведением работы по естественно-экологическому направлению как никогда актуально создание музея реки Иртыш. Река Иртыш сыграла выдающуюся роль в истории освоения Сибири. С исторических времен она использовалась как путь сообщения, для рыболовства и рыбоводства, сплава леса, орошения полей и водоснабжения. Люди издавна селились по берегам реки. Широкое вовлечение рек в хозяйственный оборот привело к полному преобразованию многих из них. Один из самых негативных результатов антропогенного воздействия на реки — их массовое загрязнение сточными водами и другими отходами хозяйственной деятельности. Река имеет большое эстетическое и рекреационное значение как неотъемлемый элемент окружающей среды. Школа №15 расположена в 300 метрах от Иртыша. Обучающиеся школы занимается изучением реки, на которой живут, ее окрестностей, природы вдоль нее, ведут природоохранную деятельность. Музей реки позволит систематизировать и обобщить полученные знания, расширить представления о биогеоценозе реки в Тобольске и его окрестностях.
Музей представляет собой отдельное помещение, в котором будут расположены экспозиции: «Схема бассейна реки Иртыш», «Экология реки и природоохранная деятельность», диорама «Флора и фауна прибрежной зоны реки Иртыш», и аквариумы с рыбами, обитающими в реке Иртыш, фотогалерея с изображениями животных и растений, обитающих в прибрежной зоне реки Иртыш (приложение 1,2,3). Предполагается размещение временных выставок и экспозиций: «История судоходства на реке Иртыш», «Памятники культуры на берегах Иртыша», «Предметы, которые
найдены на берегах или подняты со дна реки», «Озера и реки Тобольского района» и другие. Информация постоянных экспозиций будет представлена на трех языках: русский, татарский, английский. Актив музея организует передвижную выставку «В защиту реки Иртыш» для образовательных учреждений города.
Школьный музей реки Иртыш будет служить базой для организации и проведения предметных и элективных курсов, кружковой работы по предмету, конференций НОУ, конкурсов юных знатоков природы родного края, викторин и олимпиад по биологии и экологии, встреч с местными учеными-краеведами. Наряду с учебными функциями школьный музей позволяет осуществлять патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое, этическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся. Он открыт для посещения учениками города, воспитанниками детских садов, гостями.
Музей реки Иртыш станет ядром школьного центра естественно-биологического образования и воспитания наряду с кабинетами биологии, химии, природоведения и охраны окружающей среды, лабораториями химии и биологии, учебно-опытным участком. Составные элементы этого комплекса, дополняя друг друга, позволят учителям максимально эффективно организовать проведение учебной, краеведческой, научно-исследовательской, природоохранной, эколого-просветительской работы с обучающимися. Организация экспедиционно-поисковой работы позволит не только пополнять фонды музея новыми экспонатами, но и прививать обучающимся неформальный и глубокий интерес к естественным наукам.
Дальнейшее развитие музея видится в расширении направлений деятельности, постоянных и сменных экспозиций: «Рыбоводство», «Редкие животные и растения Тюменской области», «Великие люди, родившиеся на берегу Иртыша», «Лесная промышленность» и другие.
Разработка и использование в работе интерактивных игр и моделей:
— «Проложи русло» (по сложному ландшафту правильно расположить русло реки),
— «Засыпь речку» (что произойдёт, если засыпать речку),
— «Клякса» (как распространяется капля загрязнения в пространстве),
— «Осуществи круговорот» (обмен веществ, энергии и информации в окружающей среде),
— «Устрой хаос или найди равновесие» (правильно наполнить видовым содержанием экосистемы различных географических зон),
— «Сравнительная анатомия» (найти сходства и отличия в строении скелетов птиц и млекопитающих).