Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №15"
626156, Тюменская обл.,
г. Тобольск, ул. Пушкина, 22
8(3456)223924, 225248,224060
shkola15tobolsk@mail.ru
6+

                                             Проекты обучающихся


               Некоторые народные традиции сибирских татар
Подготовили: группа учащихся 7 класса

МАОУ СОШ №15 г Тобольска,

научный руководитель: Кутумова Равиля Сибгатулловна

сентябрь 2013года

 
                                                                              Каждый народ – это неповторимая культура, история и традиции

  У каждого народа есть свои национальные праздники, многие из которых родились ещё в глубокой древности. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные традиции продолжают жить и развиваться. Потому что такие традиции — это праздники сердца, души народа. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Важность рассмотрения вопроса в этой номинации обусловлена тем, что праздники и обряды, являясь одним из наиболее ярких признаков этнической идентификации каждого народа, выполняют при этом роль «своеобразного» проводника в историю и культуру татар Западной Сибири. В татарской праздничной культуре в процессе её развития нашли «как в капле воды» своё отражения и камлания шаманов, поклонение и почитание природных стихий и явлений, духов, религиозные праздники… Цель нашей работы: собрать информацию об уникальных народных традициях сибирских татар.


Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. В качестве традиции выступают обычаи, обряды, общественные привычки. Именно традиции отличают одну нацию от другой, именно обычаи передают из поколения в поколение как самое бесценное сокровище, в какой бы тяжелой исторической ситуации не оказался народ. Традиции народа, по существу, являются его визитной карточкой. Обряды и обычаи у татар носят чаще всего религиозную окраску. К религиозным обрядам сибирских татар можно отнести следующие: обряд имянаречения, бракосочетание (никах),похороны, поминальный обряд (катым), исламские календарные праздники — пост Рамазан (ураза), Курбан (корманнык, жертвоприношение) и другие. Все религиозные обряды проводятся по схожему сценарию, разница лишь в чтении муллой различных молитв. На все эти обряды  накрывается обильный стол с традиционным набором блюд (лапша, пироги, пирожки, лепёшки, баурсаки, урюк, изюм, чай), собираются уважаемые люди, родственники, мулла читает молитвы, всем раздаётся милостыня кэйр. К народным праздникам относятся Амаль и Сабантуй.


Общеизвестный  народный праздник Сабантуй-праздник плуга посвящен окончанию посевных работ.
 
     День ледохода - своеобразный праздник. В этот день жители выходят на берег Иртыша полюбоваться этим явлением. С пожеланием здоровья, чтобы все хвори уплыли вместе со льдом, женщины и девочки бросают в реку самодельные куклы, изготовленные из тряпок или бумаги. Мальчики и взрослые бросают  в воду серебряные монеты. Этот доисламский обычай у татар сохранился и сейчас. Для некоторых он малоизвестен. Вот как описывается это в романе Я.К.Занкиева «Зори Иртыша»  этот обычай: «…В детстве Давлетша был худеньким, болезненным подростком. Как ни старалась мать, чем только его не кормила – всё без толку. Брала его с собой на берег, читала молитвы и ставила сшитую своими руками куклу на готовую оторваться от кромки льдину. «Унеси болезни сына, мои страдания в далёкие дали, пусть растают они вместе с этой льдиной», — молила она…»
 
В одну из пятниц перед севом яровых (раньше решали на совете старейшин) проводили день поминовения предков — Цым. Готовили поминальные блюда – кэпкер, орелгэн бавырсак. Собирались возле кладбища. Мужчины приводили в порядок могилы, проводили моление по мусульманскому обряду. Затем устраивали совместную трапезу: угощались принесенными из дома кушаньями все присутствующие – и мужчины, и женщины. Этот малоизвестный народный обряд возраждается вновь.
 
Сохранились в татарских семьях среднего и старшего поколения интересные семейные традиции  — кузайтын, суюнче, аманат, помочи. Лаконичные и точные описания народных примет и традиций, неповторимых обрядов, поверий татарского народа, проживающего в Сибири, широко включены в романы Я.К. Занкиева «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем».


Аманат душу бережет, говорят люди. Аманат у татар — поручение, обязательное для выполнения в кратчайшие сроки. Устный аманат передается из уст в уста, материальный- с рук на руки. «…Али благополучно добрался до родных мест. Приехав в Тюмень и повидавшись с родными, стал раздумывать, как бы доставить аманат по назначению. Ровно через неделю Али сел на пароход «Пятый Октябрь» и поплыл в поисках деревни Комешлесу, указанный в документах…Али с осторожностью вытащил сверток из нагрудного кармана. –Здесь документы вашего сына, а это – письмо из немецкой семьи. …Руки отца, принявшего документы сына, задрожали. От него аманат перешел к матери. Она увидела пробитый пулей самодельный Коран, на обложке которого темнело большое пятно. Кровь сына!… Нурия начала читать письмо вслух. Женщина по имени Ирма писала, как Зиннур спас их сына, как она  лечила его. «Зиннура в бессознательном состоянии забрали гестаповцы. Позже его видели в ближнем концлагере», — сообщала она… Весть обрадовала и в то же время опечалила. Али, вспомнив что-то, сунул руку во второй карман. Там был талисман…- Отец, тебе говорю, талисман зашит не моими руками, да и по размеру кажется больше. Нет ли чего-нибудь внутри. –Талисман перешёл в руки отца. –Нурия, посмотри, ты лучше видишь…Нурия осторожно стала распарывать талисман-треугольник. Там была сура из Корана и бумажка, испещренная цифрами. Нурия радостно вскрикнула: «Письмо! Мне письмо!» Она сбегала на второй этаж, достала из шкатулки «ключ» и взволнованно стала читать: «Нурия, сердечко моё. Я не изменял Родине. Верь мне, жди. Неизвестно, куда бросит меня судьба. Я всё равно вернусь…». ( «Любовь, объятая пламенем», с.232-236).


Суюнче-радостная весть, первое поздравление, за которое полагается подарок.     «…Наверно, не прошло двух часов, как тот же самый непоседа Тимербай, раздувая ноздри, прибежал и выпалил от порога: — Суюнче!, Зиннур абый приехал! –А-а?! –Из города только что приехал Зиннур абый! У Нурии из рук выпала и покатилась деревянная тарелка. В следующее мгновение она закружилась по комнате, не зная за что схватиться. Наконец, до неё окончательно дошёл смысл сказанного, она вышла из дома и побежала…» ( «Любовь, объятая пламенем», с.268).


Кузайтын -угощение, которое по обычаю сибирские татары устраивают по возвращении из дальней дороги. «…Не спит аул. Он готовится провожать своих сыновей…Каждый дом встречал сегодня рассвет по-своему. Взрослые давали наставления… Не забывали положить за балку дома каскак- лучины, щепки для растопки печи после благополучного возвращения из дальней дороги. Ими разожгут печь, чтобы созвать всех друзей, соседей и родственников на чай кузайтын. Перед уходом из дома мамы, тети, сестры дают откусит кусок хлеба, чтобы оставить следы зубов. Затем, после проводов, этот кусочек сушат, хранят его до возвращения бойца. Некоторые бабушки, мамы и жены с вечера накрывают подушки полотенцем, где будет спать отъезжающий. Затем его полотенце с переданным ему теплом бережно завертывают и кладут в сундук, чтобы надолго сохранить это дорогое сердцу тепло. А по возвращении это же полотенце вернут ему, сохранив тепло родного очага. И лучина, и хлеб, откушенный отъезжающим, и полотенце с завернутым теплом — всё это священно. Каждая семья хранит их зеницу ока….» («Зори Иртыша», часть1).

Таковы некоторые неповторимые народные традиции и обряды, сохранившиеся в сибирских татарских семьях.



    Виртуальная экскурсия «Уникальные старинные памятники      зодчества, касающиеся истории и культуры тобольских татар»

Составили: юные экскурсоводы  Саитова Альбина и Иванов Игорь, учащиеся 5 «б» класса,

Видеозапись выполнила Утяшева Миляуша, ученица 11 класса;

научный руководитель:  Кутумова Р.С., заведующая музеем

2013 год

Сведения о маршруте экскурсии

«Уникальные старинные памятники зодчества, касающиеся истории и культуры тобольских татар»

     Маршрут экскурсии будет проходить по 12 (двенадцати)  историческим объектам, расположенным в нагорной и подгорной частях города Тобольска. Экскурсию ведут юные экскурсоводы МАОУ СОШ №15 г. Тобольска Альбина Саитова и Игорь Иванов, обучающиеся 5 «б» класса, которые защитили эту тему в городском конкурсе «Имена на карте Тобольска», проведённым комитетами по делам молодёжи и образования и ДОД «Станция юных туристов»,  заняли первое место в младшей номинации и получили дипломы и призы. Протяженность маршрута экскурсии чуть более трёх километров и охватывает следующие объекты, расстояние между которыми указаны в скобках:
 
Гостиный двор -(300 метров)-Губернский музей – (250 метров)- Главное народное училище-(100 метров)- Пединститут (подгорная часть ТГСПА) –(500 метров)- Мариинская женская гимназия –(200 метров)- Татарский центр- ( 1,5 километра)- Духовная семинария (Сельхозколледж)- (100 метров)- Абрамовский мост- (100 метров)-школа №15-(50 метров)-Тобольская мечеть- (40 метров)-Детский сад №5 ( бывший купеческий дом)- Татарская библиотека (бывший купеческий дом напротив д/с).

Видеозапись части экскурсии по татарской слободе и карту путеводителя выполнила Утяшева Миляуша, ученица 11 класса, ранее участвовавшая в подобных конкурсах. Научным руководителем  проекта является руководитель музея СОШ №15 Равиля Сибгатулловна Кутумова.
 
Экскурсия
 
Городов несчетно на планете

Широка Российская земля,

Но Тобольск милее всех

Потому что – Родина моя!

(А.Карпов )  

Здравствуйте! Меня зовут Саитова Альбина, а меня Иванов Игорь. Учимся в средней школе №15, которой нынче в ноябре  исполнится 95 лет и мы решили провести для вас экскурсию по 12 уникальным памятникам зодчества, касающихся истории и культуры тобольских татар. Наш путь лежит от Гостиного двора, который расположен в нагорной части города, до бывшей городской татарской библиотеки, находяшейся в подгорной части, в татарской слободе. Общая протяженность нашего маршрута чуть более трёх километров. Мы живем, трудимся и учимся в особом городе, у которого великая и замечательная история. Здесь живут дружно много национальностей и татары занимают по численности второе место после русских. Ныне провинциальный Тобольск по духу по-прежнему столичный. Тобольск и его окружающие территории-это  музей под открытым небом. Одни только названия говорят о себе былые времена: Сузгун-городок, Абалак, Тоболтуры, Карачино, Никольский взвоз, Казачий взвоз, улицы Туляцкая, Пиляцкая, Почтовая, Кузнечная, Алафеевские горы и т.д.  Учёный-исследователь Н.А.Абрамов  сообщает, что во времена татарского владычества в Сибири гора называлась Алафейскою. Название Алафейская, или по-татарски Алафгалы, означает «коронная» (хану принадлежащая). Сейчас мы как раз  стоим на этой горе. Перед вами Гостиный двор. Тобольский гостиный двор построен в 1702-1706 годах по проекту Семена Ремезова. Как главной торговое здание Сибири. По виду гостиный двор напоминает бухарские караван-сараи, сочетая элементы древнерусской и восточной архитектуры.  Здесь кроме лавок и жилых комнат для купцов размещалась и «татарская комиссия» для разрешения спорных вопросов между мусульманами и православными.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              











Художественный музей.      Бывший губернский музей. Здание построено в 1888 году, расширено в 1908 году, отреставрировано в 2002 году. В этом здании в 1941-1955 годах размещалось татарское педучилище, которое готовило учителей со средним специальным образованием, оно было центром пропаганды и распространения национальной культуры в Тобольске и в целом в Тюменском регионе. Мы спускаемся по Никольскому взвозу. Подъезжаем к зданию, где ведутся реставрационные работы. Это главное народное училище, которое было построено в 1789 году. Через 4 года наряду с французским, латинским языками здесь преподается татарский язык. Преподавателями были Ният Бакы Атнометов-сибирский бухарец, уроженец д.Соузхан(1768г.р.) и Иосиф Гиганов, священник Тобольского Софийского собора(родился около 1764 г в Сибири). Под руководством И.И.Гиганова Н.Б.Атнометов написал и подготовил к печати «Букварь татарского и арабского письма», который был издан в С-Петербурге в 1802 году.




























Пединститут (ТГСПА). В 1950-53гг при Тюменском пединституте работал факультет по подготовке учителей русского и татарского языков и литературы для татарских школ с 2-х годичным сроком обучения, который в 1953 году был переведен в Тобольский пединститут с 4-х годичным сроком обучения и функционировал до начала 1960-х годов. Первым заведующим татарской кафедры являлся выпускник Казанского университета, кандидат филологических наук в то время Габдулхай Хурамович Ахатов. В городскую Думу было выдвинуто предложение о названии одной из улиц Тобольска именем этого человека (улица имени Ахатова).




























Мариинская женская гимназия. В начале 20 века здесь работали татарские классы. Об этом свидетельствуют фотодокументы. Выпускником этой школы является учёный с мировым именем, архитектор, почётный академик двух международных академий, доктор архитектуры Булатов М.С. (1907-2004). Он является учеником известного тобольского художника Чукомина П.П. Одна из улиц Казани названа именем Булатова М.С.
 
Татарский центр. В этом здании ранее располагался клуб строителей. В 1988 году здесь открылся татарский центр «Досуг», в настоящее время МАУК «Центр сибирско-татарской культуры». Директором является Ильясов Сафиулла Файзуллович. В настоящее время это здание отремонтировано в современном стиле. Здесь находится богатый музей, фонды и экспозиции которого включают около 1500 оригинальных предметов, документов и фотографий, характеризующих экономику, быт и культуру сибирских татар. Здесь также расположен музей Якуба Занкиева.





























Мы проезжаем через улицу Декабристов. Раньше она называлась Абрамовская., где располагался Знаменский монастырь и духовная семинария (1743г), а сейчас- сельхозколледж. Из архивных источников известно, что здесь преподавался татарский язык. Иосиф Гиганов (1800), священник Тобольского Софийского собора, был учителем татарского языка в Тобольской духовной семинарии.
 
Абрамовский мост и оружейники Мост, через который переехали называется Абрамовский. Существует несколько версий о названии этого моста. По одной из них мост получил название в честь прадеда А.С.Пушкина Абрама Петровича Ганнибала, крупного военного инженера, спроектировавшего в Тобольске этот мост через речку Монастырку, а сейчас Абрамку во время своей ссылки в 1727 и 1730-х годах. Мы подъезжаем к улице Пушкина, где проживали известные татарские купцы и меценаты, внесшие огромный вклад в культуру татарского народа. Это дома известного мецената и  просветителя Айтмухаметова, купцов Ченбаевых, Тушаковых, старинная каменная мечеть, построенная в конце XIX в.
















Улица Пушкина (Большая Пиляцкая) длинная. Её протяженность три километра. Своё начало берёт чуть южнее старой пассажирской пристани, а конечная остановка автобуса аж на Княжьем лугу. Прежде на месте этой улицы размещались мастерские оружейного завода, открытого Петром Первым в 1700 году. В процессе их изготовления мастерам-оружейникам приходилось отпиливать стволы. Улица с мастерскими пильщиков получила название Большая Пиляцкая. Была и Малая Пиляцкая (ныне это улица Мусы Джалиля). В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти великого поэта, улица Большая Пиляцкая была переименована на улицу Пушкина за 1-е место, занявшая наша школа в конкурсе по произведениям А.С.Пушкина.
 
Там, за Абрамовским мостом,                             И старый пятый детский сад,

Одна Татарская слободка,                                     И здание бывшей библиотеки,

И всем она была нужна.                                        Мечеть кирпичная, конечно,

Её назвали «Атрясихой».                                                 У них история своя.

За нею – улица одна,                                              А дальше там лесов не счесть…

Была она Большой Пиляцкой,                               И речки чудные там есть…

Сегодня –Пушкина она.                                         Тобольск чудесен, то я знаю,

Четыре здания прекрасных                                     Ему свой стих я посвящаю.

На этой улице стоят,                                                К себе он красотою манит,

Это 15-ая школа,                                                       Пусть он в туризме центром станет…
 
Школа №15. Наша школа- одна из старейших школ города. Старое здание школы -это бывший дом татарского купца. Школа основана в 1918 году на базе медресе как мусульманская 4-х классная школа имени Нариманова. Организатором школы и первым председателем школьного совета был Рахим Наурузович Наурузов. До 1965-х годов она была единственной татарской школой  города. Сегодня общеобразовательная средняя школа №15. Директором работает опытный и инициативный руководитель, депутат Городской Думы Хисматуллин Саит Заирович. В школе около 400 учащихся, половина татарской национальности. В этой школе учились известные люди: заслуженный  педагог и писатель  Занкиев Я.К., писатель и поэт Сулейманов Б.В. заслуженный врач Шарипова Ф.М., основоположник НКА татар г.Тобольска и доктор филологических наук  Вафеев Р.А., к.ф.н. Ахметова Ф.А., к.и.н. Гарифуллин И.Б., к.п.н.Садыков К.С., военные инженеры и другие. Долгое время работали почётный гражданин Тобольска Массагутова Джазиля Амировна и отличник просвещения и кавалер пяти орденов, участник ВОв Муратов Камал Мазитович.  Нынче в ноябре старейшей нашей школе исполнится 95 лет.





























Тобольская мечеть. Кирпичное здание мечети по ул.Пушкина,27 было построено в начале ХХ века на месте ранее существовавшей  деревянной на средства почётного бухарца и мецената, купца второй гильдии, просветителя  Айтмухаметова Тухтасынхаджи Сафралеевича (1845-1915). В некрологе Туктасыну Айтмухаметову, опубликованном в газете «Зауральский край» в 1915 году, говорится, что средства для строительства Туктасын-хаджи собирал, объезжая мусульман губернии. Он трижды совершил хадж в Мекку. В 1913 году был в числе приглашенных от Тобольской губернии на празднование 300-летнего юбилея Дома Романовых в Санкт-Петрбург. Тухтасынхаджи был одним из учредителей Тобольского магометанского общества, гласным Думы, членом учётного комитета в Государственном банке, казначеем общества мусульман-прогрессистов. «10 июля 1891 года в 7 часов 30 минут вечера пароход «Николай» с наследником Цесаревичем причалил к Тобольской пристани… После ремесленников представлялись от Тобольского мещанского общества –мещанский староста и депутация от бухарцев Тобольской волости.   Хлеб-соль на обыкновенном фаянсовом блюде подносили волостной инородный голова Абдул Муталлипов, почётный бухарец Айтмухаметов и ещё двое ассистентов –Тушаков и Мухамет Алеев…     Вечером, после посещения города Тобольска … на пароходе были розданы многочисленный подарки:… Бухарский голова Муталлипов и бухарец Айтмухаметов получили из рук Его Величества медали на Станиславской ленте для ношения на шее…».


Здание детского сада №5. по ул.Пушкина,33, ранее принадлежало почетному бухарцу, мануфактурщику и купцу 2-й гильдии Алиму Ацыкеевичу Тушакову, построившему этот кирпичный дом для своей семьи в 1899 году. Он был сыном известного предпринимателя бухарца Ацыкея, имевшего кожевенную мастерскую в конце 19 века в юртах Миримы Тобольского уезда. После разорения бая Алима дом выкупил купец Ченбаев Мухаматсафар (в нашем музее есть фотография его семьи), где жил со своей большой семьей. После революции некоторое время в этом доме жила семья известного доктора архитектуры М.С.Булатова. После национализации, в 1930 году, здесь был открыт татарский детский сад «Красная звезда» (фотография татарской группы есть в нашем музее), первой заведующей была назначена А.Муслимова.

Напротив детского сада находилась  Городская татарская библиотека. Это здание построено в конце 19-начале 20 веков. В этом доме жил почётный бухарец,  просветитель  Айтмухаметов Тухтасынхаджи Сафралеевич, о котором мы говорили выше. Сейчас этот дом бесхозный.

Таким образом, вы познакомились с некоторыми уникальными историческими памятниками зодчества, касающимися истории и культуры тобольских татар. Спасибо за внимание! С вами были Альбина и Игорь. До свидания!
  

Неизвестное в известном — тюменские истоки

Представляем Вашему вниманию работу актива музея национальной школы МАОУ СОШ № 15 «Город Тобольск: занимательные исторические факты»